четверг, 3 июля 2008 г.

На Тунгуску 2008. День девятый.

Дневник экспедиции 03.07.08 Ночь, как и предыдущие, прошла беспокойно. Собаки то лаяли, то рычали. Казалось, что рядом шарится медведь. У моих хваленых трековых кроссовок оторвались носы и просят каши. Кроме того, они сырые. За ночь высохнуть не успевают. Признаться, я пытался их сушить на камнях возле костра, но лучше бы я этого не делал. В планах сходить на водопад и дойти до пристани. Там, скорее всего, можно будет помыться в бане. До обеда решили пойти на камень Джона. Я решил отколоться от группы и снова сходить на южное болото. Даллас собралась пойти со мной. У туалета заметили медведя. Я пока бегал за фотоаппаратом, медведь убежал. Я растяпа. Когда все было собрано, обнаружилось, что нет GPS-навигатора. Без навигатора идти нельзя. Обшарил все. Не нашел. Вместе с Даллас пошли следом за ушедшей вперед командой на камень Джона. В.К. предложил мне взять свой навигатор. Егерь дал карабин. С ним действительно как-то спокойнее. Мне очень не хотелось обижать Даллас, но лучше было, чтобы я пошел один. Один я хожу быстро. А еще, не хотелось чтобы Даллас рисковала форсируя топи и продираясь через заросли. Тайга не шутка. Извинился перед Даллас как мог. Еще, насколько я понял из разговора вчера, у Даллас сегодня день рождения. Но язык мой настолько плохой, что я сомневаюсь, правильно ли я это понял. Опять виню себя за английский, потому что не могу выразить всей своей признательности к этой женщине, а еще больше жалею о том, что не могу с ней поделиться всеми нюансами своего исследования. В этот раз мой путь на Южное болото был другим. Я пошел через камень Джона(координата +60° 53' 59.61", +101° 55' 10.74") и вершину горы Стойковича (координата +60° 53' 57.96", +101° 55' 58.33"). На вершине открывается великолепный вид на Южное болото. У подножия, по краю болота идет старая тропа. Некоторое время шел по тропе огибая гору против часовой стрелки. Тропа иногда теряется, но потом я каждый раз нахожу ее снова. Из меня бы получился неплохой следопыт. Чутье подсказывает правильное направление. Тропа идет по грядам возвышенностей огибая озера и топи.
Подходя к структуре я снова замечаю, что вал коренных пород возвышается над прилегающей территорией на 15-20 метров. Следует сказать, что торфяные бурты северо-восточной части Южного болота выглядят смятыми, не имеют плоских плато как на других болотах и в частности на Северном. В зонах депрессий торфяников относительно слабо развивается карст. Предполагаю, что в коренном залегании торф формировался на одном уровне высоты и не тронутые процессами карста и ударной волной взрыва торфяники имеют плоско-слоистое залегание с плоской крышей. Торфяники перекрывают собой лед вечной мерзлоты. Таяние льда под торфяниками образует явление термокарста. При изучении космоснимков можно выделить по краю болота участки, на которых плиты торфяников как бы «выброшены» на склоны прилегающих холмов. Эти плиты имеют трещины параллельные береговой линии. Возможно, это произошло из-за распространявшейся по топкому болоту в момент взрыва волны напоминающей цунами. Сама картинка торфяных островов и процессов их карстования с краю, вид из космоса, возможно, имеет признаки удара волны (по типу цунами). На этот раз я хорошо соотносил увиденное с космоснимком. Недаром накануне я тщательно его изучал. Я пересек краевой вал и по торфянику вышел к центру структуры. В центре круглое мокрое болотце с очень ровным покровом растительности. Это зыбун. Я был один и побоялся провалиться. В болтах средней полосы России на опасных зыбунах растет вахта трехлистная. Присутствие этого растения является знаком, что туда идти не стоит. Бывалые товарищи из КСЭ говорили, что еще никто не проваливался серьезно в болоте, что на небольшой глубине начинается ледник и максимум можно провалиться по пояс. Весьма сомнительный вывод. По моим собственным наблюдениям, нигде на этих болотах нет трясины. Я не встречал. Опасности того, что болото засосет нет. Но окунаться с головой тоже не приятно, хотя и не смертельно. Хождение по болотам экстремально и лучше когда ты не один.
Я остановился на небольшом ровном участке торфяника не покрытом растительностью на краю центрального болотца. Сбросил вещи и сделал панорамный снимок центрального болотца. По краю болотца в нескольких местах есть свежие обрушения. С юго-восточной стороны подкова окружающего болотце торфяника имеет широкий разрыв. Причем понижение торфяника происходит постепенно и в районе низменной части торфяного кольца (заболоченной) характер растительности иной, что видно и на космоснимке. Космоснимок Гугла по всей видимости был сделан несколько лет назад и на мой взгляд произошли изменения. На космоснимках видна бровка юго-восточной части торфяного кольца, но по состоянию лета 2008 эта бровка уже исчезла и теперь переход от зыбуна к заболоченному торфянику плавный.
Далее я прошел к озеру. Отобрал и промыл пробу. Набирал породу в обыкновенный полиэтиленовый пакет, потом отпускал в воду и полоскал до тех пор пока в пакете не оставалась каменная крошка. Еще одну пробу я отобрал на западном участке вала коренных пород. Следуя обратно, пересек в брод протоку. Похоже, что всхолмленный аппендикс южного болота имеет одно русло стока вода. Дренаж происходит по руслу огибающему структуру с запада и севера. Требует дополнительного изучения. Назад на заимку я шел в обход горы Стайковича против часовой стрелки. Дошел без приключений. Промок. Сырые брюки натерли ноги на швах. У лагеря встретил бегущего телеоператора. Женщина бежала за камерой, чтобы снять медведя. Я тоже ринулся туда, где видели медведя, но он уже убежал. Не везет, все видят медведя, а мне на глаза он не попадается. Я пришел несколько позже, чем обещал. Вячеслав Константинович волновался. Сказал, что еще час и пришлось бы организовывать за мной спасательную экспедицию. Всеми виной карабин. Без карабина я быстрее бы бегал, а карабин придает смелости и соответственно лености. Со стороны озера Чеко пришла туристическая группа. Группу ведет не молодой мужчина. Экипировка годов 70-х – рюкзак «грыжа пионера» и фуфайка. Не обычно. Сразу видно бывалый человек. Молодежь за ним посовременнее экипирована. Ребята отдохнули и пошли на пристань. Я передал привет с ними. Потом мы все вместе поздравляли Даллас с днем рождения. Специально для Даллас устроили еще одну экскурсию. Втроем, Гусяков, я и Даллас, мы пошли на обзорную площадку горы Стойковича. Днем я уже через не проходи и вызвался быть проводником. Егерь дал нам карабин. Прошли по тропе через камень Джона. Поражались масштабам раскопок. Рукотворные траншеи вокруг камня на значительной площади вскрывают коренные породы. Основательно ребята поработали. На обзорной площадке открывается великолепный вид на южное болото. Сделали серию фотографий. Наблюдали промытые корни вывороченных и искореженных деревьев куликовского вывала.

1 комментарий:

YAROSLAV комментирует...

Ну ты Олень в кроссовках в тайгу отправился