вторник, 1 июля 2008 г.

На Тунгуску 2008. День седьмой.

Дневник экспедиции 01.07.08 Кажется, что я уже целую неделю не сплю. Может я не привыкну к другому времени, или я так сильно волнуюсь. Смотрел на себя в зеркало. Глаза красные. Я встал рано. Разжег потухший костер и принес воды. Помогал Ольге готовить завтрак и прибираться на столах. Ольга девушка из Томска. Участвовала в экспедициях КСЭ. Она дизайнер. Преподает уже в вузе. Кстати, именно она готовила проект реставрации домиков на Заимке. На этот раз Ольгу попросили помогать американцам. Американцы из Дискавери считали, что она на них работает. Ольга впервые выполняла роль прислуги. Но у нее неплохо получалось. Мы шутили. После завтрака формируются две группы. Дискавери в сопровождении егерей уходят первыми. Потом мы. Нас ведет Бидюков Борис Федорович маршрутом на пик Фарингтон. Лес в тайге не такой плотный как в лесах северного Поволжья. Непроходимых зарослей практически нет. Зато сплошь путающие ноги, высотой по колено, а то и по пояс кусты багульника, можжевельника и других растений. Тропа делает коридорчик в этих низкорослых зарослях. Во времена Кулика эвенки проводники перемещаясь по тайге срубали кусты длинными лезвиями своих пик. Очень актуально. Тропа позволяет идти быстро. Без тропы при каждом шаге нужно высоко задирать ногу и толкать ее прорывая растения вперед. Тропа, это великое дело! А о дорогах здесь даже и не мечтают. Первое примечательное место маршрута – два вывороченных корневища куликовского вывала (координата +60° 54' 40.08", +101° 55' 47.01"). За сто лет помимо вывала от падения метеорита, называемого куликовским, ветер неоднократно валил лес снова узкими полосами. Куликовский вывал отличается. Корни промыты дождями от почвы. Живописные сплетения похожи на те кривые деревянные скульптурки, которые делают естественным образом из изогнувшихся веток. Потом я уже видел десятки таких корневищ. Кажется странным, что за сто лет они не истлели.
Поднимаемся на Фарингтон по каменистому склону. На первой вершинке рукотворная куча камней. Ее увенчивает отдельный большой камень. Вспомнил древнюю монгольскую традицию складывать камни в кучи на перевалах. Интересно, кто и зачем складывал эти камни? На второй вершине, более высокой, стоит геодезический пункт. Отсюда открывается самый потрясающий вид на южное болото. Координата +60° 55' 1.69", +101° 56' 59.59"
Группа пошла назад. Мне захотелось задержаться. Все равно я хожу быстрее. Догоню. Однако Бидюков заметил что я остался и ждал меня, оставаясь на расстоянии с которого меня еще было видно. Я устыдился, что из-за меня всех остановили. Рванул вдогонку и больше не делал попыток увильнуть. По дороге пробовал ягоды можжевельника. У нас можжевельник тоже растет, но почему-то ягод на нем я никогда не видел. Весьма приятные на вкус. Только мне сказали, что они дают слабительный эффект. Много есть не стал. На Заимке вовсю шел съемочный процесс. Перед камерами позировали даже бурундучки.
После обеда вдвоем с Вячеславом Константиновичем Гусяковым пошли осматривать воронки на южном болоте. Слава богу, егеря и заботливые ксэшники сосредоточились на иностранцах и не возмущались по поводу нашего ухода. А между тем медведь опять приходил. Его прогнали выстрелами. На прилетавшем вертолете к нам доставили из Ванавары двух собак, которые должны лаем отгонять медведей. На GPS-ке отмечены точками воронки выделенные по спутниковому изображению Google. Идем полагаясь на навигатор. Первый объект – воронка на торфных буртах (координата +60° 53' 54.93", +101° 54' 26.13"). Налицо следы развития термического карста как в самой воронке так и по краю бурта. Обрушающийся берег с трещинами и обнажениями от растительного покрова. Открытая вода по краю с одного бока.
По торфяным гривам поросшим низкими деревьями мы направились в Южное болото. Там намечена очень крупная воронка - Клюквенная. Эту воронку исследовал Кулик, была сделана магнитометрическая съемка не давшая результатов. Но чтобы попасть на воронку нужно преодолеть 300 метров зыбуна до первого острова, а потом перейти еще 50 метров на второй остров. Идти страшно. Ноги проваливаются в воду по колено. Вокруг все колышется. Один бы я никогда не пошел, да и вдвоем я шел только потому, что очень надо. Мы взяли шесты на случай, если кто-нибудь из нас провалится. Я со страху отхватил тяжеленную палку длиной метра четыре. Когда мы дошли до торфяного острова я почувствовал, что руки отваливаются, а сердце бешено колотиться.
Торфяные острова представляет собой участки древнего торфяного плато возвышающееся над современным болотом на три метра. Края островов обрывистые. Верх ровный и плоский. С юго-западной стороны во второй остров врезается огромная дуга воронки, образуя незамкнутое кольцо. С бортов, особенно в том месте где дуга входит в болото, видно как от края отделяются блоки торфа величиной в метр и более и медленно сваливаются. По верхней части края идут трещины. Опять налицо термокарстовый процесс. Эта воронка не может быть кратером. Координата Клюквенной воронки +60° 53' 29.40", +101° 54' 38.61"
Дальше мы решаем форсировать болото в западном направлении. Примерно 500 метров по зыбуну. На этот раз я в качестве шеста выбрал относительно маленькую палку. В конце концов, я спрашивал. Никого еще это болото не засосало. Растительность настолько плотно сплетена своими корнями, что свободно удержит не только человека, но и лося. Лосиные следы я как раз увидел перед собой и старался идти по ним. Подумалось, что если бы сейчас на болте оказался медведь, то бежать от него я бы не смог. Ноги увязают. Пошел дождь. Переправившись, сырые от дождя и пота сверху и от болота снизу, мы продолжаем идти на запад. Должны выйти на тропинку ведущую от пристани к заимке. Обнаруживаем, что магнитный компас показывает сильное отклонение. Я на своем приборе выключил магнитный компас и иду только по навигационному. На Фарингтоне компас тоже не работал. Я не понимаю, как предыдущие исследовали ходили по этим лесам безGPS-ок и каким образом составляли карты вывала леса? Потом я пытался выяснить у ветеранов. Они говорят по компасу. Но компас во многих местах врет! Как я понял, по своему прибору, встречающиеся зоны магнитных аномалий имеют размер порядка 400 метров. Если бы я шел по магнитному компасу, то в таких зонах я бы делал дугу, но, выходя из аномалии, продолжал бы двигаться по азимуту. У меня большой опыт хождения по лесам и я был участником соревнований по ориентированию на автомобилях в качестве штурмана. Хороший GPS-навигатор, без соответствующего навыка и знания приемов традиционного ориентирования может оказаться бесполезной игрушкой при движении по таком маршруту. Еще я узнал, что раньше при движении по маршрутам группа делала засечки на деревьях, что давало возможность вернуться. Во многих местах засечки сохранились. Попутно мы прошли по краю двух отмеченных мною на космоснимке круглых небольших болот (+60° 53' 32.41", +101° 54' 3.69" и +60° 53' 31.50", +101° 53' 48.24". Оба болота соединены низинкой. Признаков наличия вала нет. Пойменные образования сформировавшиеся в русле эрозионного стока. Не метеоритные кратеры. Среди выделенных на космоснимке центарльносимметричных объектов пока обнаруживаются объекты - карстовые воронки на торфяных участках, объекты - острова торфяников на мокром болоте-зыбуне, объекты - круглые болотца в лесной зоне. Вышли на тропу. Как все-таки комфортно ходить по тропам! Идем как можно быстрее. За нами шлейфом комары. Вечером совещались по поводу похода на озеро Чеко (координата +60° 57' 52.15", +101° 51' 33.52") , запланированного на следующий день. По космоснимкам наметили маршрут и я занес в навигатор маршрутные точки-ориентиры через которые мы должны пройти. Ночь была беспокойной. То и дело срывались куда-то собаки. Казалось что рядом ходит медведь.
Фотографии из альбома Экспедиция на Тунгуску

1 комментарий:

YAROSLAV комментирует...

Ну ты Олень. Магнитный компас тебе наооборот показывал где осколки от метеорита. По нему инадо было идти. Описав круг Аномалии. И потом в ее центр. Вот на хуя такие хомячки и городски проруби ходят в тайгу в кроссовках и с жпс. Ищут то что подносом но идут по жпс