понедельник, 30 июня 2008 г.

На Тунгуску 2008. День шестой.

Дневник экспедиции 30.06.08 Рано утром с Рубцовым Владимиром пешком направились к гостинице Октябрь. Разразилась гроза. Пошёл сильный ливень. По дорогам несло поток воды. Мы быстро промокли. Воды было столько, что улицы приходилось переходить вброд по щиколотку. Возле гостиницы ждал автобус. Кроме нас в автобус грузились итальянцы. Те самые, которые исследуют озеро Чеко. Их потом показывали по телевизору. По дороге, из другой гостиницы, забрали съёмочную группу канала Дискавери с привезёнными ими тремя американскими учеными. Автобус доставил нас в аэропорт Черемшанка. От Черемшанки было зафрактованно два самолета АН-28 на Ванавару. В первый рейс отправили всех иностранцев. Следом полетели мы. Два часа лету. Я основательно замёрз. Одежда на мне была мокрая и дуло по салону. В Ванаваре Солнце и тепло. Быстро согрелся. У трапа нас встретили с хлебом и солью. Гремел бубен. Молодые люди были одеты в национальные эвенкийские костюмы. Подошла девушка и одела на меня эвенкийский амулет. Впечатлил шаман танцующий с бубном. Координата поселка +60° 21' 7.84"N, +102° 18' 18.11"E
Уже из окна автобуса в аэропорту мы увидели как наших иностранцев грузят в вертолёт. Гусяков выскочил из автобуса. Я за ним. Через поле бегом на вертолётную площадку. Слава богу, успели. Чуть было нашу экспедиционную группу не отправили без нас. Искали бы мы потом наших иностранцев по всей тайге. Вертушка, как ее здесь любовно называют, понесла нас сначала на пристань. Очень интересные ощущения возникают при взлёте, вертолёт некоторое время тужится, трясётся и, наконец, отрывается от земли. Во время полёта можно смотреть в открытый иллюминатор. Вместе со мной из иллюминатора высовывается оператор Дискавери. Я высматривал термо-карстовые воронки. Некоторые из них сфотографировал. Их довольно много, особенно там, где местность заболочена. У многих воронок по краю имеется открытая вода. Вода чаще всего серпом облегает край воронки с одного бока. Края воронок довольно обрывистые. Кое-где видно, что недавно происходил обвал берега. В основном термо-карсты развиваются на торфах. Торфяное плато на болоте изъедено как сыр дырками термо-картсовыми воронками.
Вертолёт приземлился на пристани (+60° 51' 17.87", +101° 53' 0.43"). Это моё первое знакомство с настоящей тайгой. Очень сильно развит подлесок. Можжевельника много. Запах насыщенный и густой, другой, не такой как у нас в лесу. Пахнет багульником и другими болотными травами, хвоей. Много слепней. А вот комаров ничуть не больше чем у нас в Заволжских лесах. В бараке на Пристани живут ребята группы Ромейко. Самого Ромейко не было. Познакомился Машей. Она фотограф. Осмотрели новый барак. Построен на красивом месте. Высокий берег реки. Чуть в стороне, тоже на берегу, только более низком, стоит избушка Кулика. Здесь же недалеко находится баня. На пристани мылись, стирались и просто отдыхали. Это «курорт» тунгусских исследователей. Сейчас домик Кулика охраняется как памятник истории. Недалеко в лесу стоят эвенкийские чумы. Музей под открытым небом. Нынешние эвенки в таких уже не живут.
Стоянка на пристани длилась минут 40. Потом мы полетели в эпицентр на Заимку. Перед посадкой сделали круг над болотами. Вертолёт приземлился на деревянный настил построенный прямо на болоте. Выгрузились. Нас встречали два лесника Андрея и Кривяков Станислав Владимирович, активный участник многих экспедиций. Вот она легендарная Заимка. Деревянные домики пахнут свежей олифой. Чуть в стороне лабаз. Навес над кострищем, расставленными под ним лавками и столами. Все это уже видел на фотографиях. Впечатление огромное! Координата +60° 54' 11.82", +101° 54' 35.75"
Лесники предупредили, что около лагеря ходит медведь с медвежатами. За день до нашего прилета медведь порвал палатку. Нам запретили без сопровождения уходить куда-либо. Всем иностранцам было предложено заселиться в домики. Это безопасней. Хотя потом многие, и особенно наша группа, поставили палатки. Лично мне в своей палатке уютнее, а в домиках пахнет морилкой. Незадолго до нашего приезда их реставрировали. Конечно, медведи и вытекающие из-за их присутствия запреты меня расстроили. Но я не мог усидеть, раз уж оказался в этом месте. Пошёл искать Сусловскую воронку. Воронка находится на болоте, примерно в ста метрах от вертолётной площадки. Именно этой воронке обязано то, что Кулик поставил домик – заимку в непосредственной от нее близости, на краю болота. Именно эта воронка была ошибочно определена Куликом как метеоритный кратер. Сохранилась выкопанная в юго-западном борту воронки канава для осушения воронки.
Просмотреть увеличенную карту Воронка расположена на плоском торфяном плато. Никаких признаков кольцевого вала в рельефе нет. В это же плато по его краю дугами врезаются другие, подобные Сусловской воронке термо-карсты. Внутри воронки плоское болото – зыбун. В северной части наблюдается серп открытой воды и обнажённые от растительности участки обрушающегося во внутрь воронки торфа. По северной части берега воронки проходят трещины. Налицо активный процесс развития термо-карста. Нет сомнения в том, что эта воронка не может являться кратером. Спрашивается, почему этого не видел Кулик. Возможно, интенсивность развития термического карста на вечной мерзлоте зависит от климатических условий. В настоящее время вследствие глобального потепления эти процессы ускорились и весьма четко проявляют себя. Во времена Кулика этот процесс мог протекать с меньшей интенсивностью или вообще не протекать тем более, потому что болото было подвергнуто ударному воздействию, и циркуляция вод ответственная за развитие существовавших на нем до события карстов, могла быть нарушена.
В этот день я ещё раз посетил Сусловскуя воронку вместе с Даллас Эббот. Я увидел что она переоделась, взяла молоток и пошла в лес. При этом она нарушала данный нам всем запрет не уходить без сопровождения. Впрочем, я его тоже нарушил. Да простят нас сотрудники заповедника. Я побежал за Даллас и попросил её взять меня с собой. А потом предложил пойти на воронку. На своем ужасно плохом английском объяснял ей что это не кратер потому что.. и показывал пальцем. К нам на вертолёте прилетало начальство. Не могу сказать кто, но люди очень важные и серьёзные. Наверное, им мы должны быть обязаны за приглашение на мероприятие столетия. Были два космонавта. С Георгием Михайловичем Гречко я был знаком много лет назад. Когда он приезжал в Нижний Новгород, я возил его по достопримечательным местам. Один раз мы с ним ездили в Дивеево. Дорогой беседовали. Гречка рассказывал мне о своей экспедиции на Тунгуску, а делился с ним планами на то что хотел бы исследовать и что завидую ему, и что тоже мечтаю поехать на Тунгуску. Я подошёл к Гречко и спросил – «Помните меня, я вам рассказывал о планах?». Вот он я, здесь, и то, что вы слышали четыре года назад осуществиться. Но…, он не помнил меня. К нему сразу подошли другие люди, а потом он давал интервью. Я один из десятков тысяч людей, кто подошёл к нему. После такого я бы на его месте тоже не узнавал. После того как официальные гости улетели, мы начали обживать территорию. Я помогал ставить палатки, носил воду, поддерживал костер. Основное место всех посиделок, это широкий навес перед домиком Кулика. В центе навеса костер, дым от которого уходит в фонарь (в крыше дыра, а над дырой еще крыша - фонарь). С краю длинный стол с лавками. Свою палатку я поставил в непосредственной близости от навеса. Территория лагеря находится на склоне. Для установки каждой палатки искали пятачек более-менее горизонтальной земли. Под вечер открыли шампанское. Отмечали столетие тунгусского события. До поздней ночи звучали тосты и песни. Три аксакала, ветераны многих экспедиций – Черников Виктор Моисеевич (бард Тунгуски, рыболов, ходит с 70-х), Плеханов Геннадий Федорович (основатель Комплексной самодеятельной экспедиции 1969г), Бидюков Борис Федорович (автор гипотезы термолюминисценции) рассказывали истории былых походов. После такого Тунгуска кажется необыкновенным человеческим явлением произошедшим после необыкновенного небесного.
Фотографии из альбома Экспедиция на Тунгуску

Комментариев нет: