суббота, 20 августа 2022 г.

Тунгуска 2022. День третий

20 августа 2022 В 8:30 нас забрали из гостиницы. Заехали в офис заповедника. Оставили часть вещей на хранение. Затем на берег Подкаменной Тунгуски. Перегружаемся в лодку. Лодка необычная. Деревянная, длинная и узкая. Такие лодки тут называют шитиками или щуками. Шитики имеют меньшую осадку и легче проходят мелководные участки, шиверы и пороги. На лодку ставится лодочный мотор и берется большой запас топлива. На винт лодки установлена специальная металлическая защита от ударов о камни при движении по мелководью. Разместились прямо на полу лодки. Вещи сгрудили в центре и прикрыли пленкой. С нами едет собака. Лодкой управляет хозяин пса - инспектор заповедника Алексей Горелин. Он забросит нас к точке начала нашего пешего похода и будет 8 дней ждать нашего возвращения.  Отправляемся в путь. Сначала 30 километров по Тунгуске вниз. По берегам в обнажениях видны следы древнего траппового вулканизма. Критическая точка маршрута - порог Чамба. Вода в пороге бурлит. Но уровень воды большой, поэтому порог прошли сходу. Инспектора рассказывают, что в этом месте не раз гибли люди. По берегам Подкаменной Тунгуски тут и там стоят кордоны. На некоторых спутниковые антенны. Как мы поняли, кордоны заменяют жителям Ванавары дачи. Возле кордонов беседки с красивейшими видами на реку, и домики туалетов тоже с видами. Первая остановка в устье реки Чамба. На высоком берегу стоит кордон заповедника. Это главные ворота заповедника. На кордоне дежурят два инспектора. Угостили нас кофе.

Дальше наш путь лежит вверх по реке Чамба 45 километров. В другие годы проплыть в августе по Чамбе было бы невозможно. Река сильно мелеет. Но в этом году из-за проливных дождей вода высокая и лодка беспрепятственно преодолевает весь путь. Быстрые участки реки называемые шиверами, проходим медленно. Видно дно. Местами глубина не более 30 см. По берегам следы диких животных. Видели и медвежьи следы. Утки пугаются мотора и пытаются улететь по ходу нашего движения, сопровождая нас километры. Местами река режет торфяники прилегающих болот и обнажает участки вечной мерзлоты, пахнущей гнилью.

Конечный пункт нашего плавания - кордон Выезд. Прибыли на выезд в 15 часов. Время в пути составило 6 часов. Я немного замерз и последний час пути чтобы согреться одел на себя спасательный жилет на котором до этого сидел.

Выгрузились из лодки. Затопили печурку на кордоне, вскипятили воды. Пообедали. В 16 часов двинулись в пеший маршрут. Решили не терять времени и до темноты пройти первый участок до кордона Макикта. Тут то и начались наши трудности. Рюкзак показался невероятно тяжелым (27 кг). Тропа, которую трудно назвать тропой в нашем понимании, преимущественно идет по болоту. А недавно прошли большие дожди и  тропка превратилась в ручей. Идти по ней невозможно. Приходится прыгать рядом по болотным кочкам. На каждом шагу задираешь ногу, а потом нога утопает в сфагновом мхе. Идти очень тяжело. От нагрузки становится жарко. Потеешь. Каждые 2 километра делали привал. Выбились из сил. Скорость при такой ходьбе упала в среднем до 2 километров в час. Зачерпнул водой оба сапога. Куртка промокла от сырых веток. Временами моросит дождь. В какой-то момент я начал отставать. На очередном привале Андрей забрал у меня фотоаппарат и пенку, облегчив мой груз. Я вместо сапог надел ботинки. Из них хоть вода будет выливаться. Убрал в рюкзак очки. Немного приободрился. К расчетному времени мы не смогли выйти к кордону. Стемнело. Шли с фонариками. Пару раз пересекая болотца сбивались с пути. Хорошо что у нас были GPS и промечен весь маршрут. Потерявшуюся тропу в итоге находили. В какой-то момент я запнулся за ветку и упал. При падении пытался удержаться и потянул мышцу на ноге. Лежу между кочками лицом вниз, а сверху рюкзаком придавило. Не встать. Сильная боль в ноге.  Первая мысль - порвал мышцу. Крутиться в голове - “Неужели моя экспедиция тут и закончится?” Пару мгновений и понимаю, что все в порядке. У меня просто свело ногу. Значит скоро отпустит. Отпустило. Полежал немного, отстегнул рюкзак и выполз на кочку.  Из-за меня сделали внеочередной привал. У Жени был термос с кокосовым молоком и большой запас сладких китайских батончиков. Подкрепились. Потом в пути еще несколько раз падал, но сразу вставал. И мои спутники тоже падали. Главное не упасть в лужу или на острый сучок! Последнюю часть пути шли по горельнику перешагивая каждый метр упавшие стволы в полной темноте с фонарями. Мой фонарь в итоге разрядился. Вышли на кордон все мокрые до нитки, замерзшие и обессилевшие в 1 час ночи пройдя 18 километров за 9 часов. Казалось, что болит всё. Особенно плечи от рюкзака.

Кордон Макикта это наше спасение. Никогда не думал, что так буду радоваться кордонам. Заготовленными дровами быстро растопили железную печурку. Сразу стало тепло. Развесили сушиться вещи, переоделись в тепле. Вскипятили чай. Сделали ужин. Легли спать в сухие спальники на нарах застеленных матрасами. Было хорошо и приятно. Но заснуть долго не получалось. Женя вставала подкидывать в печь. Было жарковато. Зато никто не заболел и вещи успели просохнуть.