вторник, 23 августа 2022 г.

Тунгуска 2022. День шестой

23 августа 2022 Сегодня делаем переход на Заимку Кулика. Температура +7. Временами моросит дождь. Тропа ведет нас вдоль ручья Чургим через новый мостик, погружаясь в горное ущелье. Первая остановка - водопад Чургим. Вода скатываясь по ущелью падает с высоты 10 метров в большую каменную чашу. Фотографировали. Евгения запустила дрон (егерь Алексей, оставшийся нас ждать, называл их дронолётами) и показала нам Чургим с высоты. Потом немного поднялись по ущелью, оставили рюкзаки и налегке поднялись на гору Каскадную. На гребне горы преимущественно с южной стороны, противоположной направлению на эпицентр, сохранился не заросший лесом участок катастрофного вывала леса. Есть деревья с ожогами. Тут располагался Астропункт Виталия Ромейкой. Отсюда велись наблюдения серебристых облаков. Сейчас Астропункт разрушен молнией. С Каскадной открывается обзор на долину реки Хушма. Видно озеро из которого вытекает Хушма. Вдали блестят крыши кордона Пристань. Вернулись к рюкзакам и по тропе за полтора часа дошли до Заимки Кулика. На Заимке следы пребывания медведя. Навел свои порядки. Уронил лавки под навесом, сломал стеллаж с посудой. Хорошо, что в Командирскую избу не зашел, хотя стекло в окне расколото. Пришлось скотчем пакет приклеивать вместо части стекла. Стены от времени почернели и окна маленькие. Лес вокруг разросся непролазной стеной. В избе от всего этого темно. Обстановка напоминает музей. Керосиновые лампы, массивные табуреты, старые кирзовые сапоги вечно сушатся у печи. На дальнем рабочем столике стоят вырезанные из дерева шахматы, на стеллажах пробирки и сосуды с химическими реактивами, щит с инструментами и походным снаряжением. Некоторые инструменты имеют не понятное нам предназначение. Деревянные гвозди в стенах для развешивания одежды и не только. Давно здесь никто не останавливался. Повсюду опад листвы, мусор. Пришлось почистить крышу и чердак у трубы от веток и иголок, прежде чем развели огонь в печи. Вскипятили воды. Заварили лапшу. Пообедали в теплой избе.

После обеда вышли в маршрут по направлению к цели нашего похода, кандидату на роль метеоритного кратера - круглому болоту в северной части Южного болота. Первый участок пути на восток по тропе до камня Джона через березовую рощу с зарослями хвоща. Осмотрели и сфотографировали камень и сохранившиеся после раскопок траншеи. Меня особенно интересовало восточное направление, где были найдены обломки камня. Решили идти по азимуту - напрямую через лес, используя компас. Прошли через плоскую вершину горы Стойковича, и потом по крутому каменистому  склону спустились на восточный край. На восточной стороне горы сохранилось много катастрофных, вываленных с корнями, обожженных и частично сгоревших деревьев. Корни вырвало с землей и камнями. Из-за этого местами наблюдается бугристый рельеф. Вершинами упавшие деревья лежат по ходу нашего движения, к предполагаемому кратеру. Этот факт требует отдельного объяснения в нашей гипотезе.

Вышли к северо-западному краю кольцевой структуры. Здесь торфяник образует кольцевой вал диаметром 250 метров. С севера и юга вал разорван топким болотом. На западе упирается в склон Стойковича. Профиль вала весьма напоминает метеоритный кратер. Высота вала около 4 метров относительно топкого болота. Торфяник сплошь зарос карликовой березой и мхом. Признаков развития термического карста по краю внешнего вала нет. Внутри вала идеально плоское молодое болото без болотных кочек, покрытое сфагнумом и россыпью клюквы. В центре круглого болота располагается остров. Нам нужно пройти на этот остров. Однако вдоль всего края болота открытая вода. Мы некоторое время пребывали в задумчивости, опасаясь ступить в болото. Но Андрей нашел проход. И мы благополучно вышли на сплавину. Сплавина относительно тонкая. Проминается под ногами и идет волной. Зыбун. Вес человека держит хорошо. Испытали. Попрыгали. Пытались проткнуть палкой от фотоштатива. Не удалось. По зыбуну дошли до центрального острова. Метров за 30 до острова сплавина становиться тоньше. Идти опасно дальше. Обошли широким полукругом. Нашли проход у юго-западного края. По упавшему дереву вышли на остров.

Остров со стороны выглядит как обычный торфяной бурт. Высота около 2,5 метра. Ниже чем торфяник периметра. Край острова по всему периметру обваливается, обнажая местами торф. В северной и западной частях острова верхний пласты торфяника с растительностью (дерн) свисают воротником над обрушающейся полостью до самой воды. Зашли на остров и сразу наткнулись на обрубленный выворот дерева с корнями. Потом еще один такой-же катастрофный обрубок с корнями нашли. Находка смутила. Вспомнился злополучный пень на дне Сусловской воронки, обнаруженный куликом после отвода воды. Южная (юг-юго-запад) часть острова покрыта деревьями (лиственницей) и образует конус или полусферу темно-серых суглинков. Овражки спускаются почти с вершины этого конуса на западную и южную стороны вынося песок, частички угля и мелкие слабо сцементированные камешки. Внутри северной части острова круглая воронка термического карста. Рельеф острова напоминает кольцо с большим бриллиантом. Бриллиант это конус суглинков и к нему примыкает кольцо торфяника. На фотографиях сверху остров похож на звезду. От острова отходят небольшие лучи - мысы. Обошли остров по периметру. Евгения запустила дрон. Посмотрели на остров сверху. Дрон прошел над Южным болотом. На поверхности одного из островов увидели странное чёрное пятно. А еще буквально в 40 метрах от нас к северу от острова из болота чего-то непонятное темное торчит. Пройти туда нельзя. Осталось загадкой.

Обратно пересекли зыбун в западном направлении. Снова искали переход со сплавины на берег. Нашли упавшее дерево и по нему вышли на вал периметра. Возвращались на базу траверсом обходя гору Стойковича с востока. Пришли, затопили печь, зажгли керосиновую лампу, приготовили макароны с тушенкой. При свете керосинки изба кажется вполне уютной. Достал коллекционную бутылочку виски, подаренную мне одним из участников экспедиции к озеру Чеко Патриком МакКаферти. Я ее специально хранил для этого случая. Ночью пару раз вставал подкидывать дрова.

Водопад Чургим

Внутри избы Кулика

Камень Джона

Вышли на цель

Обнажения по периметру централного острова

Уголки в обнажении

Угли и древестные остатки в обнажении