среда, 24 августа 2022 г.

Тунгуска 2022. День седьмой

24 августа 2022 Завтракаем вермишелью быстрого приготовления. Пытаемся навести порядок после медвежьего разгрома под навесом. В 10 часов вышли в маршрут вооружившись лопатами. Идем в обход горы Стойковича к нашей предполагаемой кратерной структуре. Дорога заняла примерно полтора часа. Снова наблюдали катастрофные деревья на восточном склоне горы Стойковича. Женя фоткала редчайшие и очень старые (судя по размерам) краснокнижные грибы. Встретили камни похожие на камень Джона. Подошли к структуре с юго-запада. Перешли на сплавину по тому же бревну. Со сплавины также по бревну зашли на остров. Евгения осталась на сплавине собирать клюкву для компота. Мы с Андреем зачистили лопатами обрушающуюся стенку на южном крае острова.

От уреза воды до 60 см - черный торф, сыпучий (не слоистый), без корешков и травинок с примесью песка.

60 - 80 см - темно-серый суглинок. Взяли образец.

80 - 250 см - торф с уголками. Не слоистый. Взяли образец.

250 - 300 см - слоистый коричневый торф, с остатками растений и корнями. Видимо образовавшийся за последние 100 лет.

Второе обнажение зачистили у юго-восточного края.  На высоте 50 см у уреза воды вскрыли мерзлотный слой темно-серого суглинка. Линзы льда образуют паутину (похоже на нейроны) на вертикальном срезе. Вглубь стенки мерзлотный уровень уходит вверх. Лед тает в руке и издает весьма ощутимый запах, похожий на запах стреляных пистонов. Точнее этот запах с Андреем определили как запах диска болгарки после резки металла. Весьма интересная находка. Над мерзлотным слоем лежит торф (не слоистый) с вкраплениями угольков и жженых палочек. Сверху все это перекрыто слоистым торфом и дерном мощность 30-40 см. Видимо накопления последних 100 лет.

Зачистили следующее обнажение в северо-восточной части острова. В стенке обнажения вскрылось дерево диаметром около 30 см со следами ожога по поверхности ствола. Дерево лежит вдоль стенки корнями на юг вершиной на север с наклоном вниз к вершине. Под деревом и за деревом мерзлота с обугленными веточками и прессованной обугленной черно-коричневой растительностью (травой) и торфом. Немного раскопали ствол. Увидели сломленный край (вершину). Дерево лежит на высоте 1 метр над уровнем воды. Над деревом 1,5 метра торфа с частичками угля, веточками и травой. Отличается от южных обнажений наличием остатков растительности в торфяной толще.

Еще одно обнажение зачистили по восточному краю внутреннего карста. Внизу мерзлотный слой торфа и черно-коричневого суглинка. Выше перемешанный торф. Шапка слоистый торф с дерном.

Закончили работу на острове. Перешли по упавшему дереву на сплавину и направились на юг прямо по Южному болоту. Цель дойти до лесистого острова, расположенного примерно в километре на юг. План посетить этот остров у меня был еще во время первой экспедиции 2008 года. Но тогда не получилось. Остров круглый, на острове возвышается густой лес. Это значит, что он не является торфяным. Вокруг острова видна круглая структура по болоту, отличающаяся отсутствием болотных кочек. Есть аналогия с нашим кандидатом на роль кратера.

По ровной молодой  сплавине идти легче. Вышли за периметр исследуемой нами кольцевой структуры и характер болота поменялся. Болото поросло мелким кустарником и покрыто кочками. По такому болоту труднее передвигаться. Между кочками вода. Вышли на остров бугристого торфяника. Высота острова около 4 метров.  Остров порос белым ягелем. Андрей вспомнил что забыл свой навигатор на предыдущем острове. Решили не возвращаться, завтра заберем. В центре острова большой круглый карст. Походили по болоту карста, поели клюквы. Потом заметили черное пятно, которое видели вчера на камере квадрокоптера. Вышли к пятну. Оказалось, это след удара молнии. Выгоревший на участке около 40 метров мох и кустарник. Это пример того, как случаются лесные пожары. Хорошо что лето было влажным. Пожар потух и не распространился на торф и прилегающие территории. Дальше спустились с острова в топкое болото и прошли по нему до интересующего нас лесистого острова. Остров оказался выпирающей из болота скалой высотой около 40 метров. По всей видимости, это вулканическая экструзия. Забрались на вершину, с высоты осмотрели прилегающее Южное болото. На склонах острова много грибов, растет костяника и брусника, много поваленных в сторону нашего ранее исследованного острова деревьев.

Далее пошли по болоту в западном направлении по направлению к нашей базе, Заимке Кулика. По дороге видели муравейники, стоящие прямо в болоте. Меня это удивило. У края болота следы медведя и примятый мох - лёжка. Следы ведут к озерцу.

Вернулись на базу. День простоял без дождя. Остаток дня посвятили уборке территории. Развели костер под навесом. Приготовили на костре ужин. Собрали грибов. Пожарили. На закате по болоту пошел туман. Женя запустила дрон. Любовались болотом на закате.  В сумерках сидели у костра. Потом подскочила Женя. Услышала рык медведя к северу от нашей базы. Мишка предупредил нас о своем присутствии. Евгения достала карабин и сделала выстрел в воздух. Вот такой состоялся диалог. Мишка все понял и стороной за 200 метров обошел наш лагерь. На следующий день мы видели его следы. Мы на всякий случай оставили костер гореть, когда пошли спать. Это был первый вечер с костром. В этот день мы не промокли и не замерзли.